Интервью с саратовским "рациональным мистиком"

Александр Пикуль, Прохор Горовой, остальное ниже...





















1. Приветствую тебя, Александр! Что было в твоей жизни до Мерзбоу? Какие смыслы, эпохальные события и фетиши? И каким образом ты попал в секту любителей "пошумельщиков"?

- Привет, Виталий! Боюсь, твой первый вопрос для меня будет слишком ёмким объёмным). До Акиты, на самом деле, было много всего… Тем более, что его творчество я открыл для себя достаточно поздно, …даже немного позже, чем я стал делать свои первые шумовые записи (правда, понятия тогда ещё не имея, что есть такое направление, как noise – как самостоятельное и самодостаточное течение со своими героями и иконами). Жизнь нашей семьи всегда была насыщена разного рода событиями и крутыми поворотами… Мы часто меняли места жительства, переезжая с места на место, с чем из-за чего постоянно менялись условия нашего существования, предопределявшие разного рода испытания. В то же время всё это делало мою жизнь очень разной и богатой в плане жизненного опыта. Сам я родился в районном посёлке на границе с Казахстаном, главной «достопримечательностью» которого до сих пор остаются известковый завод (я где-то даже натыкался на статью, где наш посёлок прозвали «Саратовским «Сайлент Хиллом») и руины советских зданий и объектов… Думаю, этот факт является одним из основных факторов, повлиявших на моё мировоззрение, естественным образом отражающимся в моём творчестве и вообще в жизни в целом… Это тонкое самоощущение себя где-то на стыке природы (любимые бескрайние степи, …степи…) и постиндустриальных руин, страсть исследовать которые сохранилась у меня до сих пор. Вот, кстати, и один из хронических фетишей – сталки (хотя и этого понятия мы никогда не слышали до недавнего времени, да и если б слышали – понять не смогли бы, потому что моя малая Родина – это и есть один сплошной и беспрепятственный сталк). Видение деструктивных процессов как чего-то созидательного и эстетического – это наверняка идёт из детства. Как и тяга к перемещениям, поездкам и путешествиям, бесконечному желанию узнавать всё новые территории в их глубинной самобытности… Я раньше как-то об этом не думал, но сейчас чётко понимаю, насколько большую роль в формировании характера, темперамента и внутренней философии играет родная локация, с её географическими и геологическими особенностями… Об этом, кажется, Бердяев писал где-то, …хотя это не важно, – любой мыслящий человек к этому может прийти самостоятельно, тем более имея сравнительный опыт. В общем-то, все эти «руины» и «просторы» я исследую и сейчас, только ещё и на звуковом уровне восприятия, сохраняя и поддерживая при этом свои исконные потребности… Я имею ввиду сталки, и, например, такое ещё своё хобби, как фотографирование уличных «безавторских» надписей, которые в моём восприятии являются истинными голосами любого типа поселения (это очень объёмная для меня тема, не стану на ней заостряться). Причём, я ни в коем случае не отделяю своё музицирование ото всего вышеуказанного, – всё это является одной цельной деятельностью и дополняет друг друга, как составляющие какого-то единого творческого акта, или, если угодно, перфоманса. Всё это – моё единое творчество. Ибо исток любого из этих самовыражений - один.
Ну вот, про смыслы я, пожалуй, ответил. Отчасти и про эпохальные события и фетиши. Хотя про события можно б было говорить бесконечно, но, подытожив, проще сказать, что самыми эпохальными были рождение там, где я родился, переезд оттуда, появление ряда знаковых пластинок и, наверное, покупка первого музыкального центра, когда я получил возможность уже что-то записывать на плёнку (если говорить исключительно о творчестве). С центра и началась фиксация всех моих экспериментов, хотя, безусловно, они проявлялись и раньше, и корни этого уходят глубоко в детство. Например, родители рассказывали, как с младенчества я тяготел к более сложной музыке, детским песенкам предпочитал тему «Время, вперёд» Георгия Свиридова из советской новостной заставки говорят, просто визжал от восторга каждый раз, когда слышал). Очень любил папины катушки с записями Жана-Мишеля Жарра, и даже признаюсь, что его (Жарра) альбом (мой ровесник) «Zoolook» до сих является одной из моих любимейших пластинок. Понятно, что в то время слушали все почти одно и то же - то, что было доступно. Поэтому музыкальные вкусы и предпочтения с взрослением постоянно трансформировались, так что говорить о музыкальных «домерзбоуовских» фетишах не стоит и начинать. Но в целом всё было логично и закономерно: рейв-культура, Prodigy, постепенно замещавшиеся более сложными и вдумчивыми FSOL, ORB и прочими, …d’n’b, hardcore, …и наконец ранний Warp Records, … - и вот это стало точно отправной и поворотной точкой. С этого началось «глубокое погружение», насколько оно может быть глубоким… Так, позднее, естественным образом, в мой мир ворвались финны из Panasonic, буквально притащившими вслед за собой первый в моей жизни релиз Merzbow «Pulse Demon», который я до сих пор считаю самой лютой работой старины Акитыча (так что в этом плане мне, наверное, повезло))). Но к этому моменту у меня уже была чисто нойзовая «Чёрная пластинка», и я узнал, что за «велосипед» я заново смастерил…
Да, и что касается секты… Я просто не знаю чёткого ответа на этот вопрос. Наверное, Дао как-то само привело меня к ней, …очень планомерно, логично и естественно. Это происходило всегда и больше подсознательно. Не было целенаправленного выбора того, что именно мне стоит писать и в каком ключе, – я просто экспериментировал. Так что можно считать, что в «секту пошумельщиков» в каком-то смысле меня привели музыкальный центр Panasonic, старые плёнки, древние радиоприёмники и прочий звукоиздающий хлам, который просто был в нашем доме…).

2. И как ты себя чувствуешь в этой секте «пошумельщиков» и слушателей всего этого гремящего и пиликающего скарба? Что видишь? Что тебе здесь нравится / не нравится? Какие-то авторитетные для тебя проекты и в чём их авторитет? Твое определение сцены, на сегодняшний день и перспектива развития всего этого балагана?

- В определённом смысле я не чувствую себя среди кого-то, потому что работаю всегда особняком, ни на что не ориентируясь. И ощущаю себя в этой среде более чем комфортно, потому что совершенно свободен в своём самовыражении. У меня здесь нет каких-либо ограничений, правил, условностей жанра и стереотипных стен… Я просто всегда делаю то, что хочу и что чувствую в данный момент, «рисую свои картинки» тем, чем считаю нужным. Независимо ни от чего и ни от кого. В этом смысле в шумовой субкультуре я ощущаю себя «белой вороной», в хорошем смысле этого слова, и не думаю даже, что отношусь конкретно к «нойзовому братству», потому что делаю разные вещи, в которых можно услышать очень много разных веяний и жанровых переплетений. Я постоянно нуждаюсь в каком-то движении, и застревать на чём-то одном просто не имею никакого права. По этой причине за несколько лет у меня появилось несколько разных проектов, обусловленных определёнными концепциями и подходами, и свои альбомы я маркирую теми или иным именем, именно исходя из этого.
Абсолютная свобода творческого самовыражения – это как раз и есть основное, что мне нравится в шумовых практиках. Свобода и аутентичность. Я искреннее так считаю! Для меня шумовая музыка – это такой же шаманизм, как все до-языковые первобытные практики музицирования, за которыми всегда стояло нечто большее, чем музыкальная форма! Кто-то называл это изоляционизмом и чем-то ещё… Но смысл таков, что это искусство несёт отпечаток не только конкретного времени и окружающей среды, но и определённые состояния и философии, как некий культурный код. Эта особенность чужда современной поп-музыке, а это значит, что шумовая сцена в своём чистом виде никогда не сможет стать мейнстримом, и это меня привлекает больше всего! Потому что это означает, что шумовая музыка (а я настаиваю именно на этом слове!) - это один из немногих чистых и честных жанров, которым можно заниматься только искренне и с любовью к делу, который невозможно продать и ограничить какими бы то ни было условностями...

Что не нравится?.. Не нравится узкое восприятие жанра, зачастую ограниченное у потенциального слушателями самими ваятелями «шумового продукта»… Меня коробит то, как дискредитируется noise, и ещё больше от всех этих стереотипных персонажей с голыми писюнами, пакетами на головах и смердящим посылом своей деятельности, делающими ставки лишь на эпатаж, а никак не на музыку! Я не спорю, это имеет место быть, и именно благодаря этим больным на голову фрикам в своё время жанр получил своё развитие. Многие из них действительно были талантливыми, и я сам порой по настроению люблю посмотреть или послушать классические нойз-номера… Попадаются поистине гениальные вещи! Но сейчас я говорю о современных «артистах», которые от этого фундамента берут на вооружение лишь внешний обёрточный фантик, забывая при этом про качественное содержание! Ведь зачастую кроме шума за этим ничего не стоит, и о истинных мотивах этих деятелей здесь могут говорить лишь вызывающие порно-некро-мясные негативные обложки их работ. Проблема в том, что рядовой слушатель вряд ли способен смаху почувствовать эту грань – между простым шумовым терроризмом и искусством! Это всё равно, что сравнивать современный театр и уличный акционизм, …а я лично в акционизм не верю, как в жанр хоть чего-то (зато я верю в долбо*бов, бесящихся с жиру от безделья и чувства собственной ущербности). К нойзу я отношусь как к частной медитативной практике, некоему художественному акту. Вот посмотреть хотя бы на меня – ты ведь знаешь меня как весёлого и общительного человека (и я уверен, что многие мои знакомые даже и не подозревают о том, чем я занимаюсь в свободное от работы время!), увлекающегося кинематографом, живописью, литературой и ещё Бог весть чем… Я не расхаживаю по улицам в камуфляже, не долблюсь по венам, не устраиваю акций и не хожу на экскурсии по моргам… Я совершенно не похож на человека, занимающегося экстремальной музыкой… Но, тем не менее, уже много лет я как раз и занимаюсь такого рода экспериментами, многие из которых можно определить как экстремальные звуковые течения... При этом я не чувствую агрессии в тех же стенах шума – я чувствую там напряжение, спектр эмоций, волнение, определённое состояние, фактуру звука... Но всё это не несёт негатива, а является больше саунд-артом, звуковым дизайном, саунд-иллюстрациями к определённым состояниям сознания…
Короче говоря, ясно, что я очень щепетильно и бережно отношусь к шумовой культуре, подхожу к ней с большой серьёзностью, считая явлением скорее элитарным и интеллектуальным. Поэтому переживаю из-за этой дискредитации жанра, за которым в котором скрыты целые миры и бесконечный творческий потенциал. И, наверное, моя внутренняя сакральная цель как раз таки и состоит в том, чтобы показать всё разнообразие этого направления, снять с него пелену стереотипов и штампов…
Это о том, что не нравится…
На твой вопрос про видение мне хотелось бы ответить с точки зрения визуализации …
В этом смысле я всегда имел склонность сравнивать любую музыку с живописью, потому любая музыкальная форма и структуры полностью соотносятся с любыми другими видами художественного самовыражения, ложатся на них подобно матрице (в своё время я даже скандально защищал диплом на эту тему, который назывался довольно вызывающе и дерзко – «Музыка как структурная основа всех видов искусств»). Я могу долго и нудно про это рассказывать, но условно говоря, если апеллировать примерами – вся академическая живопись является для меня отождествлением классической музыки (естественно, с соответствующими поджанрами), …или, например, Хуан Миро – это idm и ambient, Кандинский – по большей части musique concrete, иногда с уходом в glitch, тот же ambient и даже break-core. Шумовые направления – это скорее Марк Ротко (на него больше похож, на мой взгляд, ныне покойный Akifumi Nakajima, известный как Aube), Джексон Поллок (с ним часто у меня ассоциирую некоторые твои проекты), из современных живописцев - Энди Дензлер (Andy Denzler), …ну и, конечно же, вся гильдия супрематистов! Например, «Чёрный квадрат» Малевича для меня является не чем иным, как истинным символом и эмблемой hnw!) В самом безупречном его виде)…
Короче говоря, как и в живописи, здесь важен момент индивидуального восприятия произведения искусства. Кто-то считает супрематистов, экспрессионистов и абстракционистов шарлатанами, не имеющими никакого отношения к искусству. Другая половина восхищается этими работами и ставит их та же высоко, как и работы более традиционных стилей. Всё это определяется лишь уровнем субъективного восприятия, а значит образованностью и мерой эстетического воспитания. Но, так или иначе, все эти вышеперечисленные творцы являются культовой составляющей всей мировой живописи. Это – живопись! И по этой причине, говоря о нойзе и его производных, я как раз и настаиваю, вопреки мнению подавляющего количества даже среди самих шумовиков, на понятии «музыки»!.. Просто здесь кроется иной угол восприятия произведения – как и в абстрактной живописи, в шумовой музыке в первую очередь важна структура, фактурность, оттенки, полутона и прочее… Я всё это объединяю в более простые слова, такие например как: «настроение», «атмосферность», «форма»…
Ты ещё спрашивал меня про авторитетов…
Здесь вряд ли буду оригинальным и непредсказуемым. Потому что особняком для меня всегда стояли проекты, познакомившие меня с жанром и его смежными течениями. Это, в первую очередь, BDN, NON, конечно же Masami Akita… Если говорить об иконах, наверное, Merzbow -  единственный человек, за творчеством которого я хоть как-то слежу. Потому что мне интересно наблюдать за тем, как он меняется и развивается (особенно любопытны его коллаборации), разграничивая его творчество на периоды и этапы. К тому же, мне крайне близка его жизненная позиция и философия, крайний пацифизм и миролюбие, отношение к нойзу – как к образу жизни… Помимо того, что Акита симпатичен мне просто по-человечески, с его природной скромностью и мужественной безмятежностью, я считаю его чуть ли не единственным человеком, внёсшим такой огромный вклад в развитие и популяризацию жанра, оставаясь при этом верным ему на протяжении уже нескольких десятилетий! При этом он по-прежнему умудряется удивлять, быть интересным и разным, будучи открытым для разного рода сотрудничества… По сути, для введения в noise новичку вполне достаточно ознакомления лишь с его творчеством, потому что через свою дискографию, копаться в которой можно бесконечно долго (я до сих пор не могу собрать его всего), Акита пронёс почти все оттенки жанра. В общем, Масами для меня – это всегда автолайк. Как и Рассел Хасвелл (Russell Haswell) – ещё один человек, которого я люблю и котирую уже много лет за его строгость и чопорность, а также за неуёмную тягу к саморазвитию и поиску звука. Больше всего он, наверное, известен по проекту Satanstornade с упомянутым Масами Акитой, который издавался на любимом WARP’е под каталожным номером 666, а также как участник творческого экспериментального объединения Gescom под руководством Шона Бута и Роба Брауна из Autechre. Что касается отечественных деятелей – то без ложной скромности назову тебя. И пусть это выглядит как угодно в рамках данной беседы, но это чистая правда!..) А вообще, определённых авторитетов у меня в принципе нет, потому что я слушаю очень много очень разной музыки, просто в громадных количествах, и со временем стал выделять больше определённые релизы, нежели конкретных авторов. И знаковых пластинок очень много, и далеко не все они сугубо шумовые. Эти «авторитеты» могут принадлежать совершенно к другому музыкальному пласту, с иными хэштегами, которые в моём понимании на самом-то деле больше имеют отношения к нашей теме… Как например Егор Летов (вспомни наикрасивейший гитарный нойз в «Заговоре» или проект Сатанизм), Тарстон Мур (Thurston Moore) из Sonic Youth, тот же Джим О’Рурк (Jim O'Rourke), Джон Леннон с Йоко Оно (прежде всего я имею ввиду обе части «Two Virgins»)… В последнее время очень увлёкся творчеством шведского авант-джазового саксофониста Мэтса Густафссона (Mats Gustafsson), ставшим для меня настоящим открытием в мире шумовой околоджазовой импровизации... На самом деле, ниточки и параллели тянутся ото всюду и всегда… Главное, уметь это услышать и взять для себя самое необходимое.
И наконец, что касается определения сцены на сегодняшний день и перспективы развития… По-моему, со сценой всё в порядке. Появляются новые исполнители, которые звучат достаточно интересно и свежо, и интерес к этому «балагану», как ты выразился, всё же какой-то есть. Конечно, хорошо это или плохо, не думаю, что когда-нибудь она будет иметь полноценную коммерческую составляющую. Но об этом я говорил уже выше, что вижу в этом лишь преимущество жанра перед всеми прочими, потому что, не смотря на свою прогрессирующую экспансию в другие стили, нойз никогда не будет «жвачкой», а это значит – вряд ли покинет свою андеграундную нишу. Это своего рода zeitgeist, который уже по определению является чем-то большим, чем просто музыка. И я вижу в этом только плюсы, считая, что такая музыка должна оставаться особняком. Лишь это может обезопасить любое веяние от продажи и превращения в продукт, как это произошло, например, с панк-роком (вспомним историю Sex Pistols, когда после провокационного и бунтарского дебюта мейджор-компании взяли всё их творчество в оборот, самоликвидировав тем самым изначальный посыл что называется методом «клин клином»…)… А слушатель – он всегда будет и найдётся. Но это будет настоящий, «трушный» слушатель, которому это действительно будет нужно! Поэтом мой взгляд на это вполне оптимистичен. Ведь, несмотря на рост количества артистов, доступность средств и условий для самостоятельного создания музыкальной продукции, развитие технологий по производству звука и планомерное развитие самого жанра, шумовая культура, скорее всего, всегда будет ориентирована на узкий круг определённого слушателя (я настаиваю на том, что, по всем моим наблюдениям, это преимущественно элитарный круг) и будет иметь свой спрос. Да, вероятно, кто-то мечтает в будущем разбогатеть на своих релизах, получая в старости авторские дивиденды, …но вряд ли это возможно (по крайней мере, в той мере, в какой этого хотелось бы). Думаю, такова цена за свободу и возможность безграничного самовыражения… И меня лично это устраивает.

3. Расскажи о своих проектах. И почему их несколько? История созданий и прочие детали…

- Приятно, что ты об этом спросил!) На самом деле, как я уже говорил, это очень важные нюансы в подходах к творчеству. За каждым проектом лежит свой концепт и технологии музицирования, и с каждым изменением такого концепта рождалось новое название. За все годы моей деятельности проектов скопилось достаточно много, некоторые из них были мимолётными исключениями, но основных не так уж много.
[CH] – самый ранний из них, и потому, наверное, самый важный – с него всё началось. В году, наверное, в 2002-м, когда моему другу и соратнику родители купили его первый персональный компьютер, и у нас появилась возможность записывать что-то в первых допотопных прогах и использовать звуковую редакцию. К этому моменту мы уже серьёзно увлекались разными течениями электронной музыки, я делал какие-то записи на плёнках, но очень многое не мог реализовать в обычных бытовых условиях. А идей было много! Так появились наши первые треки. Правда, к сожалению, самая первая наша ипишка была утеряна по техническим причинам (кажется, у товарища полетела винда), а так было бы забавно сейчас это послушать!) Название проекта было далеко не случайным и глубоко осознанным. Когда мы записали наш первый материал и решили сделать сингл, то возникла масса самых нелепых вариантов названия (сейчас я уже их всех и не вспомню), и ни один из них нас до конца не устраивал. И вот однажды, в перерыве между «ваянием очередного творения», мы решили перекусить и попить чая в зале перед телеком. В это время по ящику показывали старый советский мульт о том, как медвежонок и ёжик рисовали своё небо. Это так сильно нас торкнуло и воодушевило, что этот мультфильм на долгие годы остался нашим символом и талисманом, продолжая оставаться неким олицетворением свободы творческого самовыражения. Так появилась аббревиатура «ch», которая на самом деле расшифровывается как «Своё Небо» (до сих пор это было нашей тайной, но, видимо, пришло время её раскрыть)…
Под именем [CH] в итоге был выпущен всего один миниальбом, к которому я и сейчас отношусь с большой нежностью и любовью. И это первый альбом, который был напечатан на диске, пронумерован и промаркирован принадлежностью к мифическому Zvon Records, по сути, являвшегося комнатой Бахадира (так звали моего друга). Спустя 10 лет, уже будучи в Екатеринбурге (Бахадир к этому моменту уже жил в Чикаго), я расширил и переиздал этот альбом уже на своём лейбле - поднял весь старый материал, отремастировал его и дополнил другими доработками треков того периода. Это совершенно отличная от того, что я делаю сейчас, музыка, другое мышление, атмосфера и  настроение, с явным влиянием Warp Records, перед которым мы всегда преклонялись, …но, тем не менее, с ясно просматривающимися признаками зачатков того, что я делаю сегодня…
Вообще, забавно порой пробегаться по своим старым работам в хронологической последовательности и наблюдать за тем, как происходили все трансформации твоего творчества, как оно эволюционировало и переходило из одной стадии в другую. Сейчас для меня совершенно ясен и прозрачен весь этот путь, потому что всё в нём логично и закономерно… Хорошо чувствуются все нюансы и стремления, видно, к чему я всегда интуитивно шёл, что нащупывал… Если Бахадир всегда фанатично и бесповоротно стремился следовать idm-догмам, а потому отвечал за бит-партии, то меня всегда тянуло к радикальным экспериментам и нестандартным методам и структурам, и потому я всегда отвечал за общую атмосферу и композиции. В итоге, вероятнее всего, это нас и раскололо, как творческую единицу… Я, конечно, тянул проект как мог, но моих идей было слишком много, и большинство из них не находило понимания у моего товарища по цеху. К тому же, писаться у него всегда было крайне неудобно – это меня сильно ограничивало, да и сам Бахадир частенько отлынивал от записи...  Тем временем я старался не забыть все свои идеи и как-то их фиксировать (наверное, где-то до сих пор лежат мои листы со всеми этими схемами, рисунками, …такими своеобразными партитурами, по которым я потом планировал записать всё задуманное). Что-то в итоге всё же удалось наспех у него записать, но уже под другим именем и личным лейблом. Так появился моей первый сольный проект SoonDook, долгое время остававшийся основным и самым постоянным…
У «сундука», как бы, возможно, глупо не звучало это имя, есть тоже своя история. Название появилось сразу же, как только я понял, что мои замыслы уже просто не умещаются в рамки [CH]. В воздухе оно витало всегда, так как в детстве меня так называл дядя (это такой своеобразный семейный юмор), и даже почта на mail.ru, которой я пользуюсь по сей день, к этому моменту уже носила это имя. Так же, в своих названиях я всегда стремился к некой симметрии в написании, обусловленное желанием разработать какой-то стройный логотип, в котором можно было бы графически обыграть эти задвоенные буквы. В этом случает это было двойное «о». Помимо всего прочего, само слово можно было разбить на две составляющие: Soon (скоро) и Dook (деревянная пробка (в отверстие под гвоздь или шуруп) или уклон). И первый, и второй смыслы оказались вполне символичными и определяющими весь мой дальнейший творческий путь… К тому же, мне очень нравился дополнительный ассоциативный смысл этого названия, которым я наделил его исходя из своих концепций – что-то вроде ящика со всякого рода шумовыми игрушками, сундук с разным звуковым и шумовым хламом… В общем, название это показалось мне как никогда удачным, и, не смотря на свою непрозрачность и даже какую-то нарочитую глуповатость, оно прижилось. Но если, наконец, коротко охарактеризовать сам проект, то за этим названием кроются в основном самые ранние мои работы, периода становления, …эксперименты самых разных направлений, в которых я стремился отклоняться от всех известных мне канонов, что в определенный момент и привело меня к нойзу. Правда, в отличие от того, что я делаю сейчас, soondook всегда был больше концептуальным проектом, нежели музыкальным. Многие, особенно самые ранние релизы, выделяются крайней радикальностью, ставящими во главу угла какую-то идею, арт-лозунг, а вовсе не форму или техничность исполнения (например, один из альбомов длился всего лишь три секунды). На всё это мне было абсолютно плевать – я просто выражал свои мысли. Несомненно, что больше всего тогда на меня повлияли экспериментальные альбомы Леннона с Оно конца 60х, которые производили очень дикое и сильное впечатление (на самой первой ипишке есть даже своеобразный трибьют на них). Так что сегодня soondook для меня – это «проект-поиск», моя история развития, «начало начал»… И хотя он жив до сих пор, обращаюсь я к нему крайне редко…

Одноразовый проект salads mradi возник почти случайно и стихийно, когда однажды с друзьями мы собрались на даче одного приятеля и устроили там импровизированный концерт, с барабанами, басом и, конечно же, самопаянной электроникой))) Такие индастриал-панк пошумелки). Для меня этот спонтанный эксперимент оказался очень неожиданным, увлекательным и весёлым опытом с хорошей разрядкой, который я взял себе на заметку (хоть и не мог к нему серьёзно относиться). Раньше я так никогда не работал, но, к моему большому удивлению, результат этого бессознательного действа мне пришёлся очень по душе. Часть этого бедлама была зафиксирована на камеру, с чего впоследствии и был собран этот единственный альбом.

Несмотря на это, salads mradi имеет определённое значение в моей дискографии, потому что именно он стал предтечей sexy time. Секси Тайм, по сути, - то же самое, только более осознанное. В этом смысле он как бы стал новой ступенью salads mradi. И если б не было последнего, то не было бы, скорее всего, и sexy time. Лично для меня смыслом и задачей этого проекта являлось раскрытие в себе новых творческих сторон и работа с другими энергиями. Ведь несмотря на то, что он так же является шумовым, способ подачи и самовыражения здесь кардинально иной (более панковский, что ли…). Если признаться честно, серьёзно к нему я никогда не относился. Для меня он был и остаётся исключительно живым, чисто импровизационным проектом, потому что единственное, что им двигало – это желание хорошенько оттянуться и выпустить пар, используя при этом определённую методику музицирования. У него даже не было постоянного состава – кроме двух людей (я + один знакомый, с которым у меня выходил и ряд других совместных проектов), на каждой записи участвуют разные люди, встречавшиеся на нашем жизненном пути, и этим он был вдвойне интересен. Потому что благодаря этому, как ни странно, он и развивался! И на сегодняшний день апогеем этого развития был концертный альбом в RED ROOMе (Саратов) 15го года, который и закрывает историю Секси Тайм, окончательно зашедшего в тупик. В общем-то, этот альбом – единственно достойный внимания в дискографии проекта, не смотря на плохое звучание (ведь писалось всё тупо с внешнего микрофона). Мне пришлось изрядно попотеть над ним, и результат этой работы разительно отличается от оригинального исходника и того, что на самом деле игралось на той реп-базе))). Все остальные релизы ST можно назвать «баловством для себя», вряд ли имеющее какую-то музыкальную ценность, хотя и не лишённое определённого смысла и положительного опыта. Впрочем, с 13го года у меня лежит материал как минимум ещё на два потенциальных альбома, но ему, видимо, суждено навсегда остаться «в столе»… Сегодня Секси Тайм мне совершенно не интересен, как и сам формат подобного рода музицирования – для меня эта история давно закончена, как пройденный этап и точка невозвращения - на проект триумфально возложен роскошный погребальный венок, а я продолжаю двигаться и развиваться дальше…
Надо признать, я вообще всё меньше склонен к совместным с кем-то проектам, и всё больше отдаю предпочтению формату коллабораций, позволяющий максимально оставаться в состоянии творческой независимости. А это для меня очень важно! Исключением является разве что SddT – единственный проект, доставляющий мне полное удовлетворение от совместного сочинительства и имеющий перспективу дальнейшего развития!..

SddT – результат нашего совместного творчества с Щетининым Артёмом (SoonDook + D_TImmY). Несмотря на то, что наши релизы выходят достаточно редко, история тандема длится уже несколько лет и имеет большое для меня значение. Началась она ещё тогда, когда я жил на Урале, и Артём, вдохновившись моим шумовым творчеством, предложил мне сделать ремиксы на некоторые мои старые вещи (сам он всегда делал idm и glitch). Результат мне показался очень мощным и свежим, и, впервые его издал, как помнишь, именно ты - в виде сплита с Юрой Гордодецким. Думаю и рассчитываю, что у этого проекта есть продолжительное будущее. В этом году я выдал уже две ипишки под этим именем, и близок к тому, чтобы в скором времени издать новый полноформатный альбом SddT…
Ещё один одноразовый проект, который важен для меня – Араик. Под этим именем вышел всего один альбом («3»), состоящий из трёх мини-альбомов, записанных в один период… Название проекта, как и все названия треков, пришли от т9 в процессе переписки со знакомыми в чате ВК, в котором и обсуждалось создание этого материала. По задумке, это должен был быть исключительно стёбный эксперимент, полностью состоящий из ремиксов на популярные хиты из 90х и 00х (Dr. Alban, Michael Jackson и даже ненавистный мне PSY), список которых мне накидали в этом чате собеседники. В итоге получился достаточно неожиданный и разносторонний материал, включающий в себя как элемент «шумового» юмора, так и достаточно серьёзные номера, которые, наверное, больше бы подошли к другим моим проектам. Работа над альбом, которая продвигалась очень легко и играючи, относила меня к тем давним временам, когда я использовал сэмплы из попсовых песенок, потому что брать-то их особо было больше и неоткуда. Поэтому, по сути, Араик представляет собой нечто среднее между soondook’ом и Прохором Горовым, к которому мы, наконец, подошли…
Прохор Горовой (иногда сокращаю до PG) – самый главный и основной мой проект на сегодняшний день. Под этим именем я издаю подавляющую часть своих шумовых работ и коллабораций. Это уже зрелый, осознанный проект, ориентированный исключительно на шумовые направления; то, в общем-то, к чему подсознательно я так долго и упорно шёл через все эти предшествующие проекты… В этом названии я увековечил для себя память о моём прадеде по отцовской линии, которого никто никогда не видел (даже сам дед). Собственно, сам проект – это обращение к собственным корням, аутентичности через шумы, …даже, если угодно, некие своего рода шаманские практики… В общем-то, обо всём этом я говорил в самом начале нашей беседы. Всё моё видение нойза, его философия и прочие мотивы для творчества – всё это есть в Прохоре Горовом, почти единственном моём музыкальном альтер-эго в настоящий период времени…
Но есть ещё одно - это Лев Телов (lev telov). LT – не самый удобоваримый для стороннего прослушивания проект, но при этом - один из самых серьёзных и идейных…Можно даже сказать, что это одна из сторон Прохора Горового, как если бы последний ушёл музицировать в лес, оставив дома все свои электронные побрякушки. Здесь предельно принципиален метод создания треков, сам технический подход к работе со звуком. Телов – это, прежде всего, живые шумовые эксперименты: когда я работаю исключительно с живыми сэмплами, полевыми записями и прочими собственноручно записанными звуками. Короче говоря, это работа (почти) без электроники, больше роднящая этот проект с жанровым понятием «musique concrete». Сам я называю это «акустическим нойзом», потому что все шумы здесь созданы естественными источниками звука, и любой человек постоянно может их обнаруживать в своей повседневной жизни. Поэтому во время сведения я стараюсь не использовать какие-либо звуковые фильтры – лишь в редких случаях прибегаю к небольшим редакциям (уровень звука, нормалайз, очень редко – хорус). В связи с этим, Телов всегда сух, жёсток и сложноват для восприятия. Но вместе с тем, он наиболее точно отражает мой внутренний концепт относительно всей шумовой культуры в целом. Если говорить о названии проекта, то пришло оно почти случайно – через опечатку в какой-то переписке на тему творчества Егора Летова. Мне понравилось, как это звучит – Телов!, - а имя пришло уже потом, как-то само собой (вероятно, из моей подсознательной тяги к приблизительной симметрии во всём и вся)… Под этим псевдонимом работы выходят не так часто, но время от времени я к нему возвращаюсь. И сейчас этот подход к творчеству вновь становится для меня наиболее актуальным и интересным…
Иногда, в исключительных случаях, я подписываю свои работы и настоящим именем, что прописано у меня в паспорте. Как правило, это полевые записи или что-то, не поддающееся чёткому определению или принадлежности к той или иной проектной концепции… Но это бывает крайне редко.
Пожалуй, это все основные проекты.
Конечно, многие концепции к ним претерпевают изменения, и иногда я иду на их нарушение. Во-первых, потому что для слушателя это не имеет значения и никто, кроме меня самого, об этих догмах и близко не догадывается (сам придумал - сам и нарушил). А во-вторых, со временем многие положения становятся просто неактуальными или незначительными. Многие технические моменты, например, раньше были обусловлены просто недостаточными условиями работы, отсутствием определённых возможностей. Сейчас эти возможности есть, и почему бы их не использовать, тем более, если я знаю, что так будет звучать намного лучше...

4. Какие отзывы на свое творчество ты получал от людей? Ждешь ли ты реакции слушателя или тебе все равно, что скажут о твоей поделке? 

- Не скажу, что мне «всё равно»… Всё равно приятно видеть заинтересованность от людей, которые раньше были несведущи в этой теме и, благодаря общению со мной, открывают для себя совершенно новый мир звуков и форм… Но вместе с тем, конечно, моё творчество не зависит от каких-либо мнений, потому что, как я же говорил, это давно стало образом жизни для меня, а значит – я этим занимаюсь в первую очередь для себя самого, потому что не могу этим не заниматься… Для меня процесс создания чего-то нового – своего рода медитация, которая прежде всего обращает меня к самому себе, помогает понять себя с определённой стороны и выразить неким абстрактным образом. Эдвард Мунк однажды сказал: «Объяснить картину невозможно. Она и возникает-то именно от неспособности художника найти иной способ выражения. Все, что здесь можно сделать, — это слегка подтолкнуть зрителя в правильном направлении, намекнуть на ход мысли художника». Со мной и моим творчеством происходит то же самое…
Вообще, любое мнение, каким бы оно ни было, не может быть объективным. Поэтому я стараюсь относиться к этому как можно проще. Наиболее авторитетными критиками, по моему мнению, могут быть лишь люди, которые занимаются чем-то подобным (поэтому для меня всегда важна твоя критическая оценка, как редкий вариант непредвзятости, не смотря на достаточно близкие дружеские отношения…). И, тем не менее, даже тут все судят со своей личной колокольни. Не стану кривить душой, меня, конечно, радуют положительные и даже иногда восторженные отзывы относительно того или иного альбома. Но что это? Искренняя оценка материала, или следствие доброго и уважительного отношения к моей личности со стороны друзей? Здесь порой сложно разобраться… Единственный стоящий критерий, и самый частый, который мне доводится слышать, это слово: «интересно». «Интересно» - это уже результат! Заинтересовать человека и расширить границы его восприятия, показать, что такое имеет место быть, имеет своё обоснование, мотивы и природу – многого стоит! Некоторые, таким образом просто пополняют свою мировоззренческую копилку, свой кругозор, …некоторые порой всерьёз начинают этим увлекаться, слушать, и иногда даже делать. Например, Артём из SddT открыл шумовую культуру именно через меня, и, вдохновившись ею, стал сам писать свои треки. Это, по-моему, самая высшая оценка творчества, какая может быть!.. Возможность как-то благотворно повлиять на человека и невольно открыть для него новые пути для самовыражения и саморазвития… А вся эта музыкальная критика с завёрнутыми, крайне неконкретными и витиеватыми терминологиями, порой уводящими совершенно в иную степь – не более чем графомания и бумагомарание…

5. Что и кто из литературы и изобразительного искусства тебя вдохновляет на творчество и нравится в принципе? Уважаемые тобой имена.

- В разное время это были разные авторы. Хотя в общем-то список фаворитов достаточно стабилен, потому что если что-то и появляется новое для меня, то ни в коем случае не затмевает предшествующее. Просто копилочка пополняется, какие-то авторы застывают в своей нише, твёрдо застолбив своё законное место в моей собственной иерархии, а новоявленные «герои» просто получают «раскрутку» и проходят углубленное изучение. Касательно литературы, то в юношестве я зачитывался научной фантастикой, считая этот жанр наиболее нетленным в своей актуальности и многослойным в своих трактовках. Здесь в статусе культовости для меня навсегда, наверное, останется тройка: Филипп К. Дик, Артур Кларк и Пьер Буль. Чуть позже я открыл для себя Берроуза, и этот автор, пожалуй, до сих пор стоит во главе угла моей мировоззренческой пирамиды, являясь наиболее мощным и влиятельным литератором. Наверное только он так тщательно собран в моей личной библиотеке: было скуплено всё, что было доступно - а это более 20-ти книг… Потом были Миллер с Буковски, Хаксли, Кизи... Из отечественной литературы большое влияние оказали Пелевин с Сорокиным, оба Ерофеева (Виктор и Венедикт),  Елизаров, Сологуб, Булгаков… Очень сильно люблю Довлатова. Из поэзии ближе всего Хлебников, Введенский, Хармс, Шиш Брянский, Дмитрий Пригов, Егор Летов… Из зарубежных: Гийом Аполлинер, Бодлер. Среди классических произведений выделил бы «Фауста» Гёте, а также (как наиболее влиятельные) пару «детских» книжек, которые, на самом деле, не такие уж и детские - это «Алису…» Льюиса Кэрролла и «Маленького принца» Экзюпери. В общем, на самом деле, авторов достаточно много… А если брать в расчёт ещё и философов – то список возрастает как бы не вдвое. Хотя должен признаться, в последние пару-тройку лет читать стал значительно меньше. В основном это какая-то специальная литература, отдельные статьи или книги на музыкальную тему.  Из художественной литературы в последний раз с удовольствием зачитывался книжками Лу и Тони Парсонса. То есть если и читаю, то уже что-то полегче и исключительно для удовольствия. Если же говорить о живописи, то наибольшее впечатление на меня всегда производили «творцы со своей собственной религией». В первую очередь это Кандинский, Малевич и Рерих. Где-то близко творчество Пикассо (частично), очень интересны Гайсин и Полок. Так или иначе, я всегда больше впечатлялся абстрактной беспредметной живописью, нежели академической. При этом, как и во всём, оставляя за собой большой ряд исключений. Так, например, меня всегда очаровывали Нидерланды, в особенности оба Брейгеля и Босх. Из графиков всегда впечатлял Дюрер. А среди современников наибольшее предпочтение я отдаю творчеству реалиста Эндрю Уайета, который занимает у меня особое место, однозначно входя в тройку лидеров, если бы пришлось жёстко выбирать… Среди скульпторов выделяю Родена – это в принципе единственный скульптор, который производит на меня сильное впечатление.

6. Один мой знакомый однажды спросил меня о том, что художники еврейского происхождения, вроде Малевича, специально запудривают людям мозги, сбивая их с толку и навязывая сомнительные художественные ценности. И все это часть мирового заговора меньшинства против большинства…

- Художники еврейского происхождения? Бред какой-то… Причём тут расовая принадлежность в принципе!?.. Эволюция искусства и все его трансформации происходят не локально, на мой взгляд, и не диктуются кучкой людей определённой расы. Здесь уместнее говорить о понятии Духа времени или эпохи… Та же ноосфера. Есть, наверное, что-то ещё, но суть одна… И не ясно, в чём собственно заключается такого рода «коварный» заговор и не слишком ли наивно так думать?!.. Не хочется расщеплять свой ответ на молекулы – по-моему, такого рода заявления - просто невежество и глупость. Я думаю, твой приятель абсолютно не вдупляет им же затронутую тему и попросту пытался тебя спровоцировать, прекрасно понимая твоё отношение к современному искусству.  Да и Малевич, насколько мне известно, по происхождению поляк…

7. Являешься ли ты сторонником "теории мирового заговора" или для тебя это все полный или частичный абсурд? 

- Я не являюсь сторонником никаких теорий и вообще каких-то чужих размышлений в полноценном их «авторском» объёме. Потому что привык мыслить критически и подвергать сомнению любую информацию. Так что пусть каждый сходит с ума по-своему, я не имею ничего против этого – только не пытайтесь нас*ать мне в мой мозг своими фобиями и маниями. У меня есть мой опыт, свои наблюдения и собственный интеллект. Конечно, в любых измышлениях такого рода всегда присутствует какое-то здравое зерно. Но я не сторонник развития всего этого до параноидальной крайности. В мире есть очевидные и зачастую неприятные для осознания вещи, доступные пониманию любого здравомыслящего человека, и обзывать всё это таким громким понятием как «теория мирового заговора» я бы не стал. Есть просто определённые условия, в которые мы помещены, есть инструменты частичного контроля и манипулирования людьми... Вот что, например, имеется ввиду? Простой магазинный маркетинг? Банковская система? Религия? Телевидение? Что здесь нового? Всё это – очевидные вещи и данность нашего времени, между которыми каждому нужно просто искать компромисс. В конце концов, нет совершенно никакой разницы в том, верю я или ещё кто-то в «теорию мирового заговора» или нет – это ровном счётом абсолютно ничего не меняет в нашей жизни! Но зато каждый волен выбирать свою стратегию жизнедеятельности, исходя из собственного житейского опыта. Так что я считаю, что нужно поменьше забивать себе голову всяким дерьмом и просто жить по своим понятиям, совести, собственной правде и, конечно же, по своим интересам и удобствам. Ведь все мы можем влиять на своё положение в обществе, если захотим этого и будем готовы действовать, работать и развиваться! А что ещё нужно?

8. Как ты считаешь, должен ли художник заниматься политикой? И совместимые ли это на твой взгляд понятия? В современном российском обществе зачастую встречаешь полное равнодушие к процессам, которые происходят в стране и мире, да и какой-то там мир, нам попросту абсолютно равнодушно то, что происходит вокруг нас. Куда катится весь этот суповой набор из обамофилов, путинофобов, акционистов, ЛГБТ-активистов и прочей либеральной и радикальной гопоты? Радеть за судьбу страны сейчас не модно. Ведь пока ты бабушку через дорогу переводишь, то без тебя уже что-нибудь купят, потребят или отдохнут. Отличаемся ли мы чем-то от зацикленных на себе американцев и что нас всех ждет в ближайшее и дальнейшее..?

- Заниматься политикой художник, конечно же, может и вправе… Почему бы и нет, и кто это может запретить? Но я считаю, что настоящий художник не должен мешать свои политические и прочие внекультурные взгляды с творчеством! Потому что любой политизированный артефакт, таким образом, приобретает свой «срок годности», а значит со временем теряет свою актуальность… Это недопустимо. Такое произведение просто теряет свою художественную ценность, ведь ставка была сделана на проходящее… Возможно, допустимы какие-то невнятные символические намёки на некую позицию, которые не будут превалировать над художественной составляющей, не будут явно считываться «потребителем» этого произведения. Но это очень тонкий баланс и рискованный ход, которого, по-моему, тоже стоило бы избегать. Артобъект любого рода не должен превращаться в средство пропаганды какой-то идеи настоящего времени, не должен носить функцию листовки или газетного заголовка. Ведь произведение искусства – это что-то вечное, неподвластное времени. Именно временем и проверяется истинная ценность любого художественного произведения!..
Это что касается первой части вопроса.. .
Касаемо же всего остального – то думаю, время само расставит всё на свои места, и кто куда катился – прибудет в свою точку назначения. «Кесарю кесарево!» И в последнее время мне совершенно нет дела до тех, кто мыслит как-то не так, как мне того хотелось бы. Это личное дело каждого, и «каждому воздастся по его вере». Моя же гражданская позиция, думаю, более чем ясна, - даже исходя из всего того, что мы уже наговорили. Она проявляется и в моих измышлениях, и в творчестве: названиях проектов, альбомов, композиций, …во всём… А отличаемся ли мы от американцев? Естественным образом - да, просто исторически. Но это всё равно, что если бы я ответил на вопрос: «Отличаются ли люди друг от друга?»… Я бы так же сказал: «Да, конечно! По тем или иным причинам, все в какой-то степени отличаются какими частными вещами, …НО не общими!..». И я не стал бы давать характеристику целому народу. Это в корне неправильно. Для меня есть просто люди. Среди них есть хорошие и не очень. Везде. Поэтому скажу, что «зацикленных на себе» и здесь хватает… И не стоит за них переживать. Наша задача совсем другая – не забывать своих корней, свою историю, традиции, …и передавать этот опыт новому поколению, суметь его не только здраво заинтересовать, но и научить бережно к этому относится! Всё это зависит уже от нас самих, и перекладывать ответственность за «здоровье нации» на что-то иное уже не гоже… Громко и много говорить сегодня научились все, а вот с переходом к делу всегда возникают какие-то проблемы, все ждут какой-то помощи «свыше» - пусть, мол, кто-то другой этим занимается (в итоге не занимается никто, или того хуже – не те)… Так не получится! Это очень важный момент, который необходимо глубоко осознавать! И я вижу, что, в общем-то, все эти воспитательные дела сегодня стали активно налаживаться. Если так пойдёт и дальше – то всё у нас будет прекрасно (лично я в этом абсолютно убеждён, и потому не вижу особых причин для беспокойства)!.. Это ответ на самую последнюю часть вопроса…

9. Готов ли ты пострадать за своё творчество и терпеть лишения по причине государственного или социального давления по примеру концептуалистов «Бульдозерной выставки» и многих других? Лишения заказов, закрытые двери, и иммиграция зарубеж… Сегодня, можно практически всё. Любые средства и темы позволяют создавать большое разнообразие как прекрасного, так и пакости (чего на голову больше, что не удивительно). В памяти всплывают слова Егора Летова «Свобода – это полное отсутствие свобод». Однажды, я беседовал с одним из вышеупомянутых «бульдозеристов», Юрием Жарких. Уважаемый многими в мире художник говорит о том, что русский народ виноват, что в СССР/России была и есть такая власть, которая руками КГБ сожгла ему ноги кислотой. Этот человек давно уже живет во Франции и брызжет ядом на родную страну. Тот диалог во многом изменил моё отношение к нему. 
Должно ли, по-твоему, у художника быть чувство долга, социальная ответственность, такое смешное нынче для многих явление как «патриотизм» и хотя бы минимальный набор норм морали? Стоит ли творческому индивиду меняться в соответствии веяниям времени, либо оставаться в собственном закручивающемся внутрь панцире и отвергать что-то новое? И хорошо ли, по-твоему, что сейчас все меньше людей делают что-то от чистого сердца и ради чего-то «великого доброго вечного», нежели людей с «фиксированной стоимостью личности»?

- Я помню тот диалог с Жарких, который, как мне помнится, ни к чему так и не привёл… Каждый остался при своём, и это личное право каждого. Я вообще зачастую не вижу смысла в спорах и полемиках такого рода, так как у каждого человека свой житейский опыт и взгляд на вещи, своя история и эпоха, к которой он принадлежит, и я редко видел, чтобы какая-то из спорящих сторон принимала точку зрения антагониста… Всё это пустое. Единственно верное и здравое здесь – иметь свою точку зрения и не отступать от неё ни при каком давлении! У Жарких, видимо, есть свои основания для своей точки зрения, и пусть он её и вывозит. Ты можешь её принимать или отрицать. Но это не имеет никакого отношения к самому акту его творчества! Я очень строго к этому отношусь, и считаю, что произведение искусства ни в коем случае нельзя мешать с личностью «творца», хоть это и титанически сложно (особенно в наше время)! Не важно, какую веру он исповедует, каких придерживается политических взглядов или к какой сексуальной ориентации принадлежит!.. Это не имеет никакого отношения к его творчеству, вообще не имеет значения! Способность оценить арт-объект в чистом его виде, не примешивая к этому свои личные предрассудки, фобии и прочие исходные причины отношения к личности творца – вот настоящее искусство! Вот это дорогого стоит! К тому же лично я (это уже почти из личностной религии) не верю в творцов как таковых. Любой творческий человек – лишь посредник и транслятор эйдосов, формирующихся и витающих где-то в высших тонких мирах… Талант – это сверхспособность чувствовать эти каналы, уметь их принимать, расшифровывать и переводить в физический мир, материализовывать в нашу реальность… Вот наша миссия! Расширение границ восприятия!..
Поэтому должен ли кто-то что-то или нет – дело каждого! Потому что НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН! Если душе угодно – автор выразит это в своём творчестве, если нет – человек имеет право творить чисто, не заморачиваясь на ТО, что кому-то интересно и что кто-то считает наличие своих субъективных мировоззренческих моделей непременным условием для его полноценной состоятельности в своём ремесле. То же самое касается вопроса «о ходьбе в ногу со временем» – стоит ли творческому индивиду следить за тенденциями или оставаться в своём панцире – его личный выбор, которого, опять же, исходя из моих воззрений, у него просто нет… Как лежит – так лежит, и никто не может на это повлиять. Это всё равно, что пытаться уговорить кошку стать собакой. НИКТО ВООБЩЕ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ПРАВА ДИКТОВАТЬ ЧТО-ТО ХУДОЖНИКУ! И если это действительно настоящий художник, то вряд ли у него будет какая-то своя «фиксированная стоимость».  Имеют место быть оба типа, а может и обязаны сосуществовать, чтобы больше мотивировалось «правильное и трушное», пробуждая некие просветительские и педагогические функции и миссии, о которых ты говоришь. Но жизнь и время сами отделяют зёрна от плевел, поэтому хороша ли та или иная тенденция или нет – мне всё равно. Потому что всё зависит от «потребителя» - именно он определяет это соотношение и спрос на него… Так что бессмысленно всё это… Кому нужно – без труда отделят СВОИ зёрна самостоятельно… Если не может и ведётся на китч – значит это его потребность и уровень. Ноу проблэм!..) Почему бы и нет?..)
Так что, как видно, я ни за что не переживаю). Тем более за судьбу своего творчества. Просто потому, что не вижу никаких для себя причин для беспокойств или угроз. В отличие от тех же «бульдозерщиков», я даже не пытаюсь как-то эпатировать и что-либо кому-то навязывать, выражать свою политическую позицию и любую прочую. Я не публичный человек, и не делаю ничего плохого, не веду пропаганды чего-либо и никого ни к чему не призываю... - поэтому мне ничего не угрожает. Я просто делаю своё дело. И что может помешать мне сидеть дома и писать свою музыку? Разве что только бытовые причины, которые могут возникнуть в будущем (и то – это будет мой выбор, если уж на то пойдёт) или Конец Света)))… Я ведь не продаю своё творчество в широком смысле этого слова – я просто его не скрываю. И даже если я скажу, что готов страдать за свою страсть и предназначение, то не думаю, что это возможно в том контексте, о котором ты говорил выше…  Ну если только наступит то фантастическое будущее, как в романах Замятина или Брэдбери, когда запретят любое проявление творчества в принципе…))) Вот это уже было бы интересно!)))

10. Являешься ли ты дилетантом-интуитом или у тебя есть музыкальное образование? Как ты относишься к академической системе образования музыкальной/художественной?
Расскажи о своей пошумельной кухне: программы, инструменты, устройства… 

- Музыкального образования у меня нет, но к теории музыки я всегда относился с большим интересом, больше, наверное, как культуролог. Помнится, даже в студенчестве как-то мучил книгу про Эдисона Денисова и искренне старался вникнуть во все тонкости музыкальной грамоты, чтобы её понять. Многие считают, что музыкальное образование могло бы значительно облегчить работу над моими композициями и расширить границы моего творчества... Может, это и так. Но мне почему-то кажется, что академический фундамент мне бы только мешал и ограничивал в моих манипуляциях со звуком, потому что любое знание несёт глубокий отпечаток на всём, что мы делаем… Тем более, что в нашем деле куда больше значение имеет интуиция… Так что я интуитивный дилетант, и ни капли об этом не жалею и не заморачиваюсь на этот счёт… Более того, я глубоко убеждён в том, что любое творчество, каким бы кто не занимался, требует определённого мастерства и навыка. То, что с первого взгляда может показаться технически пустяком, на самом деле требует опыта, который со временем перерастает в ремесло. Это касается любого искреннего занятия!.. Уверен – да что там говорить! – что шумовыми жанрами способны заниматься далеко не все! И если любого ярого критика ради эксперимента попросить сделать что-то подобное, то он просто не сможет. Он тут же столкнётся с массой задач и рядом сложностей. Потому что всё это должно идти от души, с любовью и искренностью… А все эти дела не только неподдельны, но и требуют некоего мастерства. Поэтому, на самом-то деле, действительно крепких имён в нашей «секте» не так уж и много и жанр ограничен своей субкультурной численностью. К этому должна быть природная склонность, определённый склад ума и уровень восприятия действительности. А значит – талант… Всё просто.
Но отношусь я к академической системе образования вполне положительно. Просто у меня такого образования нет, я как-то без проблем обхожусь и без него (или мне так кажется). Конечно, параллельно с этим, я считаю, что эта система загоняет творческий потенциал в некие условные рамки, обусловленными приятием неких «авторитетов», и не всем дано из них вырваться… Не думаю, что из этого может получится что-то действительно интересное и свежее. Так или иначе, должен быть элемент новаторства или хотя бы стремление к этому. Как кто-то говорил из великих, «нужно знать классику, для того, чтобы её разрушать». В этом есть здравое зерно. Но лично я отдаю предпочтение искусствоведению и культурологии… Думаю, моему творчеству это способствует куда больше… Нужно знать, слушать и проникать в суть вещей всего, что попадается на пути твоего уха… Даже если тебе кажется, что это «не твоё» - знай своего «врага»! Это мой подход…
Что же касается моей «кухни», то здесь всегда разные пути и подходы. У меня нет какого-то определенного набора инструментов, кроме коллекции аутентичных инструментов, типа варганов, дудок, бубнов и всяких там колокольчиков и свистков… Я никогда не знаю, что пойдёт в ход. Буду ли использовать живые инструменты, полевые записи или что-то ещё, …а может, я использую всё и сразу!.. Это всегда происходит спонтанно и интуитивно, по наитию. Это касается не только выбора инструмента, но и программ и всего прочего. К тому же я часто делаю коллаборации с разными людьми, и как и на чём сделана их часть материала, мне порой просто неизвестно. Иногда я играю с кем-то на чужой территории и на чужих инструментах, после чего дополняю и дорабатываю материал у себя дома, уже после… Как, например, это было с тобой. Иногда происходит что-то обратное, и люди сами творят чёрт знает что с тем, что я им высылаю. Так что «моя кухня» - это всё, что попадается мне на глаза и способно издавать какие-либо звуки) Плюс диктофон и компьютер…

11. Однажды в интервью с владельцем новосибирского лэйбла Cold Graey, Swill Klitch, я задал ему такие вопросы - какую религию исповедуешь? Традиционное что-нибудь или какую авторскую разработку? На что получил ответ: «В моем случае имеет место быть хорошая и разнообразная сектантская и атеистическая подготовка. Но исповедую шаманизм. Причем гавайскую версию. А так как Гавайи далеко, то исповедую не в самой труевой форме.»
Что на эти вопросы можешь ответить ты?

- Ну, шаманизм в шумовой практике – это без вопросов и по определению… Широко известно, что шумовая музыка - это явление не только нашей современности, а во многом хорошо забытое старое, имевшее место в различных неурбанистических (архаических) культурах. Все шумовики в той или иной степени - шаманы! Неспроста, я думаю, все именитые индустриальщики и шумовики, от Руссоло до койлов (Coil) и того же Пи-Орриджа, являлись оккультными практиками. А чем, если говорить о звукоизвлечении, мы отличаемся от древних шаманов? В своих практиках они использовали концепцию звукоподражания окружающей их среде. Но если их среда была «природой-матушкой», в самом диком её виде, то сегодня мы погружены в сгусток неестественной шумовой урбанистической среды, скрежещущей ржавым металлом, гудящей, скрипящей, шаркающей, сигналящей, грохочущей и ещё чёрт знает какой, обложенной при этом бесконечным бетоном. И эта среда для нас совершенно привычна и вполне себе комфортна. Мы просто её впитываем, усваиваем, перерабатываем и транслируем в своей интерпретации, обращаясь уже к новым «духам» и стихиям. А это уже связывает нас с язычеством, где места единому персонифицированному Богу быть просто не может – здесь есть стихии и энергии, или информационные потоки, если будет угодно... Это и возвращает нас к своим исконным языческим корням, но уже через лёгкую модернизацию старых понятий…
В общем, я хочу сказать, что к шаманизму я так же имею непосредственное отношение априори. Шум и крик – это самое первобытное, что может быть. То, что было всегда и изначально, и то, через что мы обращаемся внутрь себя, к своему подсознательному, своим внутренним эмоциям. Ведь до сих пор люди часто сравнивают и описывают свои чувства с какими-либо природными стихиями. Мы говорим: «тише воды, ниже травы», «буря эмоций», «вспыхнувшие чувства», «горю от желания», «взрыв эмоций», «свободен как ветер» и т.д., и т.п. Всё это выражает наши внутренние ощущения и состояния. Так и в шумовом творчестве идёт работа с эмоциями и чувствами, и эта работа не ограничена выдуманными позднее академическими рамками, со своими правилами и считанным набором нот (здесь стоит проанализировать музыкальные традиции разных народов мира разных эпох и попробовать разобраться в том, что вообще есть музыка). И на помощь здесь приходят актуальные окружающие нас звуки. В этом смысле ничего прямее и честнее, чем нойз, в музыке быть просто не может. Потому что музыка, на самом-то деле, окружает нас повсюду и всегда. Нужно только уметь её расслышать и прочувствовать, и дано это лишь настоящим «шаманам», некоторые из которых способны ещё всё это выразить и в творчестве. Это, кстати, наталкивает на мысли про все эти средневековые учения о музыке сфер, небесных арфах и прочем…
Если постараться лаконичнее подытожить ответ на твой вопрос о религии, то, несомненно, у меня своя, авторская модель верований, включающая в себя элементы очень многих воззрений из различных эпох. Из более современных мне наиболее близко понятие «ноосферы» Вернадского, или концепции Гегеля… Из наиболее древнего – учения Платона, китайский даосизм и шаманизм… И подобных аналогий может быть ещё множество. Только суть у них одна… Вообще, когда мне задают подобные вопросы, я люблю определять себя собственно сформулированным понятием – «рациональный мистик». И пусть оно покажется парадоксальным и включающим в себя два взаимоисключающих понятия, - это наиболее точная характеристика моей религиозной принадлежности. Не знаю даже, как это коротко пояснить… Но можно сказать так, что принимая какой-либо мистицизм, я всегда стремлюсь к его логическому анализу, рассматривая и выявляя закономерности, которые воспринимаю не как что-то загадочное, не как какое-то неведомое волшебство, а скорее как некие закономерности, подобные физическим законам (с которыми, на самом деле, всё тоже не так-то просто). Вспомнилось, например, как однажды с огромным упоение я прочёл «Бардо Тхёдол» (Тибетская книга мёртвых) и был шокирован степенью её психологизма! Любая магия, на самом дел,е очень психологична и структурирована, её можно понять с рациональной точки зрения, если вникнуть в суть вещей и понятий. В этом я убедился, внимательно вчитываясь в сборники всевозможных заговоров, заклинаний и молитв… Но это уже слишком обширная тема для нашей беседы… На вопрос твой я вроде бы и так ответил) Отчасти ещё до того, как ты его задал мне…)

12. Опиши последний, самый запомнившийся тебе сон.

- Ох, снам я в принципе уделяю особое внимание, и зачастую даже черпаю из них темы для новых треков и альбомов. И практика мне показывает, что если уважительно и внимательно относится к трактовке своих снов, то можно не только глубже понять суть происходящих в твоей жизни процессов, но даже предопределить некие события и изменить их ход. Если говорить о снах в связке с творчеством, то последнее, что вспоминается, - это «зазеркальная» предпосылка к альбому «Evidence», название которого в переводе с английского означает «Очевидность». Если ты не помнишь, на обложке в зеркальном отражение изображено две ящерицы и две саранчи. История этого альбома следующая… После одной из ночных посиделок с некоторыми из моих давних знакомых мне приснился сон, и не просто сон, а, что называется, сон во сне. Снится, что я просыпаюсь в своей комнате среди ночи из-за какого-то шороха и шума. Обстановка абсолютно та же, что и в реальности, перед тем, как я уснул. Встаю, включаю свет, и обнаруживаю, что по полу у меня бегает две крупных игуаны и агрессивно шипят в мою сторону. Я оторопел, не зная, что с этим делать и как от них избавиться. Но потом, будучи возмущённым таким вторжением на мою территорию (тем более, что они ползали в районе моего дивана), я принимаю решение взять целлофановый пакет и изловить их. В это время в комнате появляются ещё одни незваные гости – две нереально огромные саранчи, которые так же шныряют вдоль комнаты и угрожающе стрекочут. Решительными движениями, без особого страха, я приближаюсь к этим тварям и ловлю пакетом одного за другим, после чего вышвыриваю в открытую форточку… Примечательно, что я понимал, что каждой из двух ящериц соответствует одно насекомое, т.е. они как бы идут в паре, по сути являясь одним организмом... Утром, по пробуждении, мне как-то удалось вспомнить этот сон и посмотреть толкования этих символов – ящер и саранча. Оказалось, что ящер означает коварную и меркантильную женщину, использующую тебя в своих целях, лживую и хитрую; а саранча – человека, выуживающего у тебя деньги, «разводила», как у нас говорят… Толкование меня улыбнуло, потому что не столько открыло для меня что-то новое, сколько подтвердило внутренние ощущения и догадки по поводу конкретных людей. Короче говоря, сон оказался, как говорят, в руку, и в самом скором времени произошла предсказуемая изобличающая ситуация. Отсюда, кстати, и название альбома, который вышел ДО условно описываемых событий, …как своего рода доказательство, по меньшей мере, наличия «интуиции». И такие сны бывают достаточно часто. Причём, когда речь в них заходит о каких-то конкретных символах, будь то животное или какая-то популярная ситуация, то в этом случае всегда вполне можно доверять общим сонникам, хоть я и считаю, что у каждого человека он должен быть свой. Просто, думаю, у человечества есть определённый набор стойких знаков и символов, архетипов, которые не зависят от территориальности и времени. И с помощью этих знаков подсознание через сновидение транслирует для нас определённые вещи или предупреждения. Но это касается каких-то общих символов, как я уже говорил. Что же касается каких-то сугубо личных субъективных деталей и нюансов – здесь уже нужно напрягать собственные мозги и суметь сделать правильные выводы, адекватно это всё расшифровать…

13. Как думаешь, удалось ли наше интервью? Может у тебя есть вопросы ко мне, как по организации нашей беседы или еще что-то?

- Ну для меня это даже больше, чем интервью – скорее, это уникальная и роскошная возможность наконец-то высказаться по волнующим меня темам и позициям, за что я тебе безмерно благодарен! Я давно хотел написать эссе на тему шумовой культуры, но то руки не доходят, то мешает обыденная лень. А всяких разных мыслей много, все они с каждым днем копятся и просятся наружу, а ты, в общем-то, затронул практически всё, о чём мне так давно хотелось сказать. В данных рамках я пытался ответить на твои вопросы максимально развёрнуто, с большим для себя интересом. Поэтому, естественно, наше интервью я считаю более чем удавшимся и информативным… Ну, хочется в это верить)…
 Вопросов к тебе как к организатору беседы, наверное, не будет. Но вот всё-таки хочется отразить один из твоих вопросов в твою же сторону)… Вот ты много спрашивал меня о чувстве долга и социальной ответственности художника, …и кому как не тебе, педагогу детской художественной школы, руководителю, выпустившему уже не одно поколение молодых творцов и культурологов, понимать, что же это такое?!.. Ну и если можно, пару слов об основном посыле к своим воспитанникам и о самом процессе преподавания (вдруг имеются ли какие-то авторские методики и т.д.?)…

- Ответственность присутствует, ведь мы в школе как педагоги растим этот маленький «горох» (как выражается Иван Васильевич), даём навыки для чего-то полезного, в первую очередь им самим, семье, стране. В нашем процессе обучения, воспитания и общения нет ничего необычного или сверхъестественного. Просто нужно быть честным с собой, с учениками и общаться без пафоса и прочих предрассудков «проблема отцов и детей». С другой стороны, нужно быть хорошим психологом и уметь ставить себе и детям цели, дабы ученики не сели тебе на шею и чтобы на «просмотре» был результат, а не колонка двоек и троек. Стимулировать и поощрять выполнение домашних, как учебных, так и творческих работ, обговаривать ошибки и достижения ребят в их работе, как коллективно, так и индивидуально. Основной же посыл – расти духовно и профессионально, развиваться и добиваться лучшего в учёбе, творчестве и вообще в жизни. Насчёт педагогического подхода, могу сказать следующее: мне не скучно заниматься с детьми и как показывает практика детям тоже. Моя работа – это смысл, я вижу в ней смысл. А если работа осмысленна и сделана, то результат всегда будет. У меня у самого были хорошие учителя, с которыми сегодня я работаю, бок о бок и до сих пор показываю им домашние работы). Это большое счастье найти свое призвание и делиться своими знаниями с другими. Это большая тема и я могу писать о ней много…

14. Твое последнее слово в этом интервью к тем, кто будет его читать.

- Ну, во-первых, хочется выразить благодарность за внимание Всем тем, кто сейчас читает нашу статью. А во-вторых, пожелать критичности мышления в восприятии окружающих явлений и мира в целом. Я считаю, что всё в нашей жизни, любую информацию и «устоявшиеся истины», всегда нужно подвергать сомнению и собственному переосмыслению, не ориентируясь при этом на какие-либо заштампованные «авторитетные» мнения, а каждый раз изучая всё для себя заново! Поэтому Всем -  независимости мышления, бесконечного «расширения» и «подвижности» ума, новых открытий и высот, а так же смелости при любых обстоятельствах оставаться самими собой! Ничего не бойтесь и занимайтесь своим творчеством и самовыражением в любой удобной для вас форме, с максимальным использованием всех представленных возможностей и внутренних ресурсов! Сопутствующего света и добра!.. ;-)

Приятно было побеседовать…)

Комментариев нет:

Отправить комментарий