Интервью с автором проекта Вязкий Шараб




















стилистика проекта обозначена как сибирский грибной шум.
Участник группы Лосось Тихоокеанский Потрошёный.

1. Когда тебе в голову ударила вся эта экспериментальная музыка и что было причиной?
Ну, сколько себя помню, я всегда был в поисках чего-то иного, другого. Я даже не помню когда и как это случилось, но могу сказать одно: это был некий естественный ход вещей. Помести меня в другие условия – я бы все равно рано или поздно пришел к тем же музыкальным предпочтениям.
2. Какие у тебя предпочтения в музыке, изобразительном искусстве и литературе? Какие проекты, авторы, и почему они?
Вообще любимых авторов много и каких-то особо выделять не хотелось бы. Мысленно представляя свою книжную полку, я могу накидать следующие фамилии: Ален Роб-Грийе, Жан-Поль Сартр, Владимир Сорокин (ранний), Уильям Берроуз, ну и, например, Говард Лавкрафт.
Роб-Грийе завораживает меня своим стилем, постоянные самоповторения, концентрация внимания на незначительных деталях, знаки, намеки и постоянно возникающий вопрос: происходит ли это все в действительности или это лишь воображение главного героя?
Сартр близок мне своей философией, всем этим экзистенциализмом. Его вопросы мучают в той или иной мере каждого. Мучают сейчас и будут мучить следующие поколения. Мне кажется, это будет актуально всегда. Как вообще жить в мире, в котором нет Бога?
Берроуз просто чудесен. Все этим безумные сцены, переплетенные с героиновыми галлюцинациями, моментально оживают в моей фантазии.
Сорокина я просто считаю последним из ныне живущих русских классиков, ну, а Лавкрафт меня очень привлекает атмосферностью, эдакой эстетикой оккультизма.
Из художников хочу назвать Рене Магритта, ну, и дадаистов. Точнее, даже просто дадаизм. Как само явление. Без каких-либо имен.
В музыке же предпочтения абсолютно разнообразны и эклектичны. Не хотелось бы называть какие-либо проекты/имена. Слушаю все: от академического авангарда до нойза, от краута до краста. Главное в музыке для меня, в первую очередь, - искренность, нешаблонность. Вообще, не люблю какие-либо стилевые ограничения.
3. Что за существо такое «Вязкий Шараб» (мне автоматом хочется написать «Бараш»)? Почему такое имя у проекта?
Вязкий Шараб – это, наверное, некое мое альтер-эго. Некая вязкая субстанция, не имеющая определенной формы. Шараб - это по-арабски «сироп». Он находится где-то между сознанием и пространством. И именно его мироощущение я фиксирую в своих шумовых композициях.
4. Расскажи, как создавался «Космический мир Чарльза»?
Я использовал все шумоиздающие объекты, которые были под рукой. В частности, использовались следующие вещи: комус, бас-гитара, всевозможная и разнообразная перкуссия, калюка, свистки, металлическая цепь, алюминиевая тарелка, бумага и немного звуков с моего балкона (в заключающей композиции). Все это пропускалось через огромное количество гитарных эффектов. Сначала писался один слой, после дописывался второй, третий. Я старался максимально отстраниться. Позволить шуму самому создавать себя. Самому стать лишь шумовым инструментом в его руках. В целом примерно такой же подход я использую и в остальных своих работах.
5. ..стать инструментом шума в «его(шума)» руках? То есть ты проводник чего-то, что движет тобой в создании музыки? Есть такие товарищи, которые утверждают, что художник – лишь проводник, а не автор. Другие напротив впадают в оголтелый эгоцентризм, отрицая какое либо вмешательство извне. Как, по-твоему, устроена творческая кухня? Какова, по-твоему, химия процессов от пункта «А» и до … (где это все заканчивается?)?
Да. Можно сказать, я выступаю неким проводником. Я стараюсь черпать свое творчество из глубин своего сознания, коллективного бессознательного. Стараюсь максимально убрать воздействие своего эго на творческий акт, действовать интуитивно. Здесь главное поймать некую волну, дальше все происходит само собой.
Вообще мне во многом привлекают все эти восточные учения, ставящие своей задачей полный уход от собственного эго. Только отказавшись от него, ты можешь понять, кем же ты в действительности являешься.
6. А что же тогда личность художника, только ли проводник?
Ну, если идеализировать, то, наверное, да. Я считаю, что идеальное произведение не может иметь автора. Иначе получается, что этот автор сам является идеальным автором, раз создал такое произведение. А на роль такого автора я могу предложить только коллективное бессознательное, или Вселенский Разум, или Бога. В целом, это все грани одного и того же.
В реальности же неизбежно добавление личности художника в конечный результат. Можно лишь стараться минимизировать его.
7. То есть, работая в неком «потоке сознания», ты создаешь творческий продукт, форма которого обусловлена твоей сознательной/бессознательной импровизацией и потом ты неким интуитивным образом определяешь, что окончательно вылепил творческий объект. Даешь ли ты собственную жизнь своим произведениям? Или после того как создаешь, в них вложены конкретные идеи и предназначение, посредством оформления альбома и наречения композиций именами?
Здесь по-разному. Иногда это просто фиксация внутренних процессов, форма, а иногда я добавляю к этой форме некоторое сообщение, суть. В любом случае конечному результату я даю имя, оформляю его и дарю ему жизнь, отпуская на свободу.
8. Тебе важно мнение слушателя о твоей работе?
Скорее интересно. Интересно, какие внутренние отклики она вызывает у них.
9. Ты религиозный человек? Какова система твоего мировоззрения? И что тебе нравится или не нравится в мировых религиях, течениях, культурах/субкультурах? Кто ты по национальности? Соблюдаешь ли какие-нибудь традиции (приметы, обычаи, и т.д и т.п.)?
По национальности русский. Религией я интересуюсь, но она мне больше интересна как элемент культуры, интересуют процессы, формирующие религию. Вообще к религии я отношусь как к инструменту познания себя. Более близки мне по духу, наверное, гностические учение, их вечный поиск гнозиса. Состояние постоянного поиска очень близко мне. Интересует шаманизм, как способ воздействия на свое сознание. К чужой вере отношусь с уважением, если, конечно, она не превращена в китч или фанатизм. Никаких традиций не соблюдаю, но небольшой доле ритуала, как способу прикоснутся к мистическому, бессознательному, в моей жизни место есть. В целом элементы этого ритуала я и использую в своих шумовых импровизациях.
10. Расскажи конкретнее, какие именно элементы ритуала?
Эдакий интуитивный шаманизм. Ничего особого. В целом жизнь любого человека заполнена всевозможными маленькими ритуалами.
11. Как думаешь, когда инопланетяне нападут на нашу планету и будут убивать землян, то высасывать человеческие внутренности они будут через задницу или через рот?
Думаю, через задницу. В этом я вижу некоторую завершенность. Рот принимает энергию, задница её высвобождает.
12. Чем правая рука отличается от левой?
Одна из них запасная.
13. Думаешь, все так просто?
Думаю, что все даже проще, чем кажется.
14. Какая у тебя пьяная горячая десятка по музыке?
У меня давно уже не было пьянок. Но раньше всегда все кончалось прослушиванием Гражданской Обороны.
15. Согласись, так, как мог Егор, сейчас никто не может?
Согласен. Но, возможно, это больше и не нужно. У другого времени будут другие имена.
16. Какие, например, относительно современности?
Мне кажется, такие фигуры появляются нечасто. На данный момент личность подобной мощности в русском сегменте отсутствует. Но рано или поздно появится кто-то новый.
17. А не кажется ли тебе, что подобный сегмент уже существует и не один год. Но ты ввиду ограниченности своего кругозора не заметил или еще не успел заметить такового?
Вполне возможно, что так оно и есть. Быть может, я не замечу его, даже когда меня будут тыкать в него носом. Или просто не пойму.
18. Куда ты тыкаешь носом?
Когда люди не могут отличить свои истинные желания от навязанных. В эти желания и тыкаю.
19. Как тебе группа «Ласковый май»?
Это чья-то затянувшаяся постмодернистская шутка, которую все восприняли всерьез.
20. На какой бы вопрос ты сам хотел бы ответить?
Тот, который я задавал в начале этого интервью. Как выжить в мире, в котором нет Бога?
21. Кто такой или что такое с твоей точки зрения Бог? И почему его нет?
В моем же мировоззрении Бог выступает, как писал выше, в виде некоего коллективного бессознательного. Бог как идея, а не как личность. И, в любом случае, нечто непознаваемое.
22. Ты Пелевина перечитал?
Пелевиным я учитывался когда мне было 18-20 лет. Тогда для меня это казалось чем-то крышесносным. Сейчас, я думаю, вряд ли уже найду в его книгах что-то новое для себя.
После "Священной книги оборотня" окончательно перестал следить за его творчеством.
23. А ты когда-нибудь ссал с балкона?
И не раз. Сейчас уже так не делаю.
24. А тебе не кажется, что в этом есть какая-то особенная свобода духа?
Скорее, чувство некоторого величия, насмешка над высотой. Возможно, в этом есть ещё и небольшой элемента протеста.
25. Какой самый событийный и завёрнутый сон ты видел?
Мои богатые на события сновидения абсолютно не откладываются у меня в памяти. Они довольно утомительны и порой успевают надоесть ещё в процессе созерцания сна. Гораздо лучше запоминаются короткие, но яркие сны. Такие сны порой просто впечатываются в память. Особенно детские.
26. Опиши хотя бы один коротыш.
Вот, например, один из детства. Ещё дошкольного возраста, но я до сих пор помню его очень отчетливо, практически детально.
Ночь. Я лежу в своей кроватке, смотрю на дверь комнаты. В двери находятся трое: лысый человек с конусообразными костяными наростам на голове в белых одеяниях и два негра. Каждый негр находится со свой стороны относительно человека с костяными наростами. Спустя какое-то время негры начинают подходить к моей кроватке, протискиваются в щель между кроватью и стеной и начинаю её шатать. Мне очень страшно. Я просыпаюсь. Я сам не могу понять, откуда у меня в том возрасте была такая боязнь негров и по какой причине этот сон  мне так хорошо запомнился.
27. Какие темы интересные тебе мы еще не раскрыли в этом интервью?
О смысле творчества, например.
28. Я считаю, что творчество - это такой же механизм функционирования человека, как и все остальные процессы его жизнедеятельности, только на более высоком уровне. Это касаемо области различных искусств. А если рассматривать в более широком смысле, то порой даже случайный взгляд (с определённым эмоциональным зарядом) может вызвать цепную реакцию, приводящую к созиданию мира человеком и вокруг него другими. Это широкая и неисчерпаемая тема для размышления и разговоров.
Каков смысл творчества по твоему?
На эту тему я иногда очень люблю размышлять. Вариантов и причин придумать можно много. Например, можно рассматривать творчество как потребность, без которой индивид никогда не будет цельным, а можно рассматривать и как некую болезнь или одержимость. Идея, возникшая однажды у тебя в мозгу, обычно потом никуда не хочет оттуда уходить. Она разрастается, становится все навязчивей, и единственный способ избавиться от неё - материализовать, а ты лишь инструмент в руках Творчества, лишенный воли и обреченный подчиняться. И лишь материализуя её, ты обретаешь временное спокойствие. Об этом очень хорошо писал Морис Бланшо в "Пространстве литературы". Также можно смотреть на творчество как на оправдание собственной экзистенции, наполнять свою жизнь смыслом по средствам её. Или же, наоборот, способ уйти от жизненных проблем, забыться в мире творчества. Последнее очень хорошо иллюстрируется DIY-культурой, если рассматривать это как хобби. По средствам всех этих кассет, микро-лейблов, майл-арта и прочего ты оказываешься в другом месте, которое не зависит от твоей основной деятельности. Это позволяет забыть о насущном. Ты создаешь свой маленький мир, в котором хорошо и уютно. Мне это почему-то отчасти напоминают людей, увлекающихся железнодорожными моделями и строящими целые города у себя в гараже. Хотя, конечно, любое хобби так или иначе ставит одной из своих целей уход от насущных проблем.
29. Что ты любишь кушать?
Я склонен к "кусочной" пище. Всевозможные бутерброды, пироги и прочие перекусы, не требующие особых церемоний к себе. Порой приходится заставлять себя нормально поесть.
30. Ну, и последнее слово будет за тобой. Что бы ты хотел пожелать людям, которые будут читать этот текст (может быть цитата какая-то)?
Не прекращать развиваться и оставаться открытым для нового.

http://vyazkiy.blogspot.ru/
http://lososes.bandcamp.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий